Музей

«Моя Родина – Россия.

 От родного Белогорья –

к святыням Отчизны»

Школьный музей «Истоки родного села» создан 1 сентября 1998 года.

Музей имеет два помещения общей площадью 12 квадратных метров. Руководитель музея Горожанкина Светлана Михайловна, учитель начальных классов.

БРАТСКАЯ МОГИЛА  СОВЕТСКИХ ВОИНОВ №7 В ОБУХОВКЕ –

памятник регионального значения (документ 4/3016 от 14.08.90. Старооскольский горвоенкомат)

    Стела на братской могиле установлена в 1968 году. На ней имена 180 человек, призванных в ряды Красной Армии с территории сёл Обуховского сельского совета. На могильных плитах имена 76  воинов, захороненных в братской могиле.

    Братская могила – объект культурного наследия, который используется исключительно в воспитательных, просветительских и туристско-экскурсионных целях.

   Состоит братская могила  (Объект культурного наследия) из постамента, облицованного мрамором, стелы, также облицованной мрамором и бетонной скульптуры. Стилобат – мрамор, тротуарная плитка.

   Захоронены в братской могиле солдаты, погибшие в боевых действиях в период с июля 1942 года по февраль 1943 года на территории Старооскольского района, близ сел Обуховского сельсовета (в Обуховке боевых действий не было)

   Скульптурное изображение «Воина-освободителя» — воин стоит в каске, в плащ-палатке с автоматом на груди. Высота – 2 метра, постамент – 1 метр. Сзади монумента барельефное изображение пяти бойцов.  Высота левой стороны  2 метра, правой – 3 метра.

soldier.jpg

                                        «Война…жесточе нету слова…»

             О нападении фашистской Германии на СССР и начале войны жители Старого Оскола и  района узнали в полдень 22 июня 1941 года. На следующий день тысячи жителей города и района были уже у  военкомата. Требовали записать их добровольцами.  Среди них были  и обуховцы.

             Перед войной Обуховка – это довольно крупная слобода в Курской области в окружении  трёх мелких колхозов: «7 съезд Советов» в селе Готовьё, «Пролетарий» в селе  Бабанинка. В Обуховке был образован колхоз «Мировой Октябрь».  Всего 503 двора с численностью населения 1620 человек. Из них 303 мужчины и 5 женщин (Шапорова Анна Ефимовна, Овчинникова Александра Андреевна, Чалова Нина Григорьевна,  Рыжих Татьяна Кирилловна)  ушли  в Красную Армию. Мобилизации подлежали военнообязанные с 1905 по 1918 год рождения. Из них навечно остались лежать на полях войны – более двухсот человек. Шестеро пропали без вести.

                                        «Всё для фронта! Всё для Победы!»

           23 июня 1941 года Курская область объявлялась на военном положении и тем самым определялась   круглосуточная работа всех предприятий края. Наше село также перешло на такой режим работы.  Специфика крестьянского труда требовала нечеловеческих усилий, чтобы в годы разрухи выжить самим и прокормить фронт. После призыва в Армию резко сократилось количество мужчин, которых в сёлах заменили жёны, братья и сёстры. Работали на совесть, порой в 2,5 раза превышая нормы. Обуховские женщины поддержали призыв шаталовских комсомолок «Девушки на трактор!»  и тоже освоили технику.  Лучше всех на тракторе работала жительница села Бабанинка Бесхмельницына Дарья Павловна.  Местные газеты пестрели лозунгами: «Тыл и фронт едины!», «Тыл для фронта!», «Работать по-фронтовому!». За ними стоял самоотверженный труд людей.  

       Жительница Обуховки Чалова Елизавета Ивановна вспоминает: «Осенью 1941 и зимой 1942 года женское население в возрасте от 14 лет рыло окопы. Возили нас в товарных вагонах за Новый Оскол из Голофеевки. Это был изнурительный труд. Земля промёрзла. Противотанковые окопы шириной 1,5 метра и глубиной 2 метра давались нечеловеческими усилиями. Мы, 14-15-летние девчонки, тощие, почти всегда голодные, копали окопы, выбрасывая наверх по 13 кубометров земли. Работами командовали военные. Глядя на нас, они говорили: «Война не щадит и детей, она сделала их землекопами». Дисциплина была очень строгая. За небольшое опоздание однажды нас закрыли в нетопленном сарае, это было зимой 1942 года. Мы просидели почти пять часов, всё это время пели песни».

       Сама Елизавета Ивановна осенью 1941 года тяжело заболела тифом. Слабой и не до конца ещё вылечившейся, ей не дано было отсрочки от земляных работ. Председатель колхоза Иголкин Тимофей Фёдорович лично ходил по домам и следил за тем, чтобы никто не уклонялся от работ. А дома, чтобы вырастить хоть какой-то урожай на личном огороде, приходилось работать при свете луны. Так тяжело давалась Победа.

                                                                    Эвакуация

       Весной 1942 года положение на фронте ухудшилось. В Харьковской наступательной операции 12 мая 1942 года наши войска потерпели поражение, и началось масштабное отступление наших войск по всему фронту. 29 июня 1942 года фашисты были уже на подступах к Старому Осколу. Город подвергся страшной бомбардировке. Бомбили и обуховский лес. Певнева Лидия Александровна, которой в ту пору было 12 лет, вспоминает: «30 июня коммунистам с семьями было предложено эвакуироваться. Отправились в эвакуацию и мы. Доехали до Крутояка. Здесь начался настоящий ад. Из-за непрерывных бомбёжек мы не могли выехать из города. А тут уже и немцы появились. Мы бросили лошадей и всё, что взяли с собой, и пешком пошли к Дону, к переправе. Но её немцы разбомбили. Здесь скопилось огромное количество народа, мирного населения и военных, машин, орудий, лошадей. Всюду крик, плач, грохот подъезжающих и уезжающих машин. А утром началась бомбёжка. Она была ещё ужаснее, чем в Крутояке. Бомбы падали одна за другой. Нас засыпало землёй. Сверху на нас падали доски, камни. Страшная картина открылась после бомбёжки. Земля была перевёрнута травой вниз, всюду огромные воронки от взрывов, убитые люди, лошади. Повсюду были разбросаны колёса, обломки машин. На реке творилось что-то ужасное! Кто в лодках, кто вплавь, кто в каких-то ящиках – все спешили переправиться через Дон во время затишья. Мы переправились с военными в большой лодке, в которой лежали ящики со снарядами. Нас обстреляли из пулемёта, но никто не был ранен. Сейчас я думаю, как же мы остались живы? С нами была женщина из нашего села, так она потом говорила: «Нас обошла смерть, потому что я всю дорогу от самого дома читала молитву «Отче наш»… Сейчас я думаю, что, возможно, она была права».

       Положение на фронте становилось всё хуже. Окружённые советские войска продолжали сопротивление и с боями отступали к Старому Осколу. Очевидица событий Козлова Валентина Яковлевна вспоминает: «Наша армия отступала через Бабанинку (село Бабанинка входит в Обуховский сельский округ). Солдаты шли голодные, оборванные, мокрые. Люди помогали, кто чем могли. Давали одежду и продукты. Когда прятались в подвале от бомбёжек, специально оставляли в хатах сухую одежду, крынку молока. Возвращаясь, находили старые

                                      Оккупация     Обуховки

3 июля 1942 года жители Бабанинки и Обуховки впервые увидели немцев. Это были разведчики с автоматами. Их было очень много. А приблизительно через час появились мотоциклисты, обозы с поклажей. Они ехали просёлочными дорогами через Чуфичево на Бабанинку, а затем на Городище. Расквартировались в Бабанинке и Обуховке. Штаб расположился в Обуховке в здании  школы, а в здании школы в Бабанинке фашисты устроили скотобойню.  Жителей выгоняли в сараи, а сами занимали дома. Резали всю живность: телят, кур, всё, что попадало под руку, потом варили в котелках посреди двора. В селе оставались и наши бойцы, попавшие в окружение. Они переоделись в гражданскую одежду и работали с местными крестьянами.

    Три девушки были отправлены в Германию: Горожанкина Лидия Антоновна, Моргачёва Варвара Григорьевна и Федорченко Александра Ивановна.  

    4 июля 1942 года в деревне Готовьё   двое немецких разведчиков расстреляли Чистякова Ивана Григорьевича и Бабанина Якова Владимировича. В этот же день был убит раненый боец в доме Моргачёвой П.В.  

   4 июля 1942 года при занятии немецко-фашистскими захватчиками деревни Готовьё   Бабанин Яков Владимирович при отступлении частей Красной Армии забежал домой и был схвачен немецким офицером и расстрелян на своём приусадебном участке.

     25 сентября 1942 года за укрытие раненых красноармейцев были расстреляны жительницы села Обуховка Рябчукова Мария Андреевна и Веселова Анна Семёновна.

      Советские граждане знали, что за оказание помощи красноармейцам им грозит смертельная опасность, но, несмотря на это, они многим бойцам спасли жизнь, выдавая их за своих родственников.

                                 Партизанский отряд

Во время оккупации в Обуховском лесу действовал партизанский отряд.   Два раза партизаны взрывали мост за селом  Бабанинка, не давая тем самым фашистам быстро перемещать свои составы на фронт.  Науменко Василий, один из партизан, пытался   взорвать здание школы, где жили венгры и мадьяры, которые отличались своей жестокостью, но неудачно. Из-за страха перед партизанами на колокольне Петропавловского храма фашисты установили пулемёт.  Пулемёты также были установлены на  улицах Заречной и Ерошенко.

                                      Освобождение

2 января 1943 года 116-ая отдельная танковая бригада под командованием полковника А.Ю. Новака прорвала на Дону линию обороны и, пройдя по тылам противника, 21 января овладела селом Городище.  22 января была освобождена станция Голофеевка.

В течение пяти дней танкисты при поддержке 6-ой и 8-ой отдельных лыжных бригад и 1-го батальона 81-го гвардейского стрелкового полка 25 ГСД вели бои за удержание Голофеевки и продвигались к Старому Осколу.

В конце января из Обуховки неожиданно ушли немцы. Самсонова Валентина Яковлевна вспоминает: «Мы проснулись утром, а в деревне уже никого не было. А через некоторое время появились наши солдаты. Нам тогда запомнилось, что они были в хороших новых тулупах, на лыжах. Они казались нам ангелами,  посланниками бога…    Полегли они все на Ямском лугу».

После освобождения староосколья многие парни и девушки, пережившие оккупацию, желая поскорее покончить с гитлеровскими варварами, добровольно обращались в военкомат с просьбой отправить их на фронт. Среди них были и жители Обуховки. Многие  добровольцы были отправлены на строительство железной дороги Старый Оскол – Ржава.  

Интересная встреча

20 февраля в рамках недели «Музей и дети»  в школе состоялась  встреча со старожилом села Ляховым Николаем Сергеевичем. Николай Сергеевич помнит, как жили односельчане в годы Великой Отечественной войны и во время оккупации, несмотря на то, что было ему на начало войны 6 лет. С нескрываемым интересом ребята слушали его рассказ о том, как фашисты хозяйничали в селе, как однажды на поле, где женщины доили коров,  приземлился наш самолёт, и лётчик  успел всем крикнуть, что скоро наши придут всех освободить. Особенно взволновал ребят рассказ о том,  как уже после освобождения села пятеро подростков разминировали  дорогу от противотанковых мин,  и по неосторожности кто-то взорвал эти мины, сложенные в кучу. Все погибли. Много вопросов ребята задали гостю, всех очень интересовало прошлое родного села. Встреча закончилась фотографией на память.

DSC_0053.JPG

С 27 января по 3 февраля 2015 года в школе были проведены интересные мероприятия в  рамках Недели «Музей и дети». К открытию Недели  выпущена стенгазета о музеях мира,  в школьной библиотеке  оформлена выставка новинок краеведческой литературы «Посвящается 60-летию Белгородской области».   Для учеников 1 – 5 классов   проведены экскурсии в школьный музей, в дом-музей   В.Я. Ерошенко.  Ученики 4 класса побывали в Старооскольском краеведческом музее.  Для учащихся  проведены музейные уроки на темы: «Выдающиеся люди Белгородчины»,  «Страницы истории моей малой родины», «Культура нашего края», «Природа нашего края».  27 января учащиеся 7-9 классов  участвовали в митинге, посвящённом освобождению села, где встречались с ветеранами войны и труда.   Т.А. Дубченко провела виртуальную экскурсию «По родной Белгородчине». 

DSC_114122.jpg

НЕДЕЛЯ «МУЗЕЙ И ДЕТИ»

С 23 по 30 января 2012 года в школе была проведена неделя «Музей и дети», в рамках которой обучающиеся школы побывали в музее педколледжа, в доме-музее В.Я. Ерошенко, в школьном музее. Для обучающихся начальной школы, 5, 6 и 7 класса Т.А. Дубченко провела интересную виртуальную экскурсию «Центры начала русской государственности», классные руководители 1-9 классов провели  музейные  уроки: «Памятные даты русской истории», «Оскольский край в годы Великой Отечественной войны», «Отечественная война 1812 года». 27 января, в день освобождения Обуховки от фашистских оккупантов, ребята встретились с ветеранами войны и труда.  А ученики  4 класса много интересного узнали о  людях, рядом с которыми они живут,  из мероприятия «Не стареют душой ветераны». В школьном музее оформлены выставка «Ремесло жителей села» и выставка творческих работ «История моей страны через историю моей семьи». Из стенгазеты ребята получили сведения о самых интересных музеях мира.

РАЗДЕЛ №1

«История села Обуховка»

Материал об истории села представлен в летописи.

ФРАГМЕНТЫ  ИЗ ЛЕТОПИСИ СЕЛА.

Село Обуховка расположено на юге от районного центра Старый Оскол на расстоянии 18 км. Село лежит на правом берегу реки Котёл, впадающей в реку Оскол. С одной стороны Обуховка ограничена течением реки Котёл, со второй стороны – трамвайной линией, с двух других – лесом.  Земля Обуховки не плодородна. По своему почвенному составу содержит в основном глину и песок.

 Первое упоминание о селе относится к 17 веку. В то время Оскольский уезд делился на пять станов. Обуховка относилась к стану Закотельскому, а сёла Новиково и Кобылино,  вошедшие позднее в Обуховскую сельскую территорию, принадлежали стану Чуфичевскому.

Известно, что Пётр Первый после неудачного Азовского похода в 1695 году проезжал по этому краю. Здесь же он оставил свою армию на отдых. До 1711 года поселение принадлежало гетману Левобережной Украины Мазепе Ивану Степановичу.

Принято считать, что село Обуховка заселено в 1711 году. Тогда оно называлось Петровское по названию церкви во имя святых Петра и Павла.

В 18 веке, в 1711 году, Обуховка стала принадлежать Александру Даниловичу Меньшикову, который заселил её малороссиянами. А в 1726 году Обуховка перешла во владение графу Семёну Андреевичу Салтыкову.

Часть села называлась Семёновкой. В 1794 году у графа Ивана Петровича Салтыкова в Обуховке было 200 дворов, 4640 душ крепостных крестьян.  В период между 1718 и 1722 годом основана деревня Готовьё, соседствующая с Обуховкой. Это однодворческое поселение – выселок на готовом месте у реки Котёл Служивых людей села Кобылино. Село Готовьё – владельческое

поселение тульского дворянина Никиты Ивановича Бабанина на купленной им земле в 1721 году. Впоследствии село стало называться Бабанинкой. Помещик майор Бабанин в своём селе впервые в уезде занялся разведением рыбы в двух прудах.

   В конце 18 века слобода Петровская стала называться Обуховкой. Точного объяснения причин переименования села до сих пор нет. Кто – то считает, что по имени жившего здесь помещика Обухова, кто – то связывает новое название села с новым ремеслом, которым занялись жители села – кузнечным (от слова «обух»). Топоры здешних кузнецов славились на всю округу.

   В начале 19 века, в 1802 году, произошли территориально-административные изменения в Старооскольском уезде. Уезд был разделён на 18 участков – волостей. Один из них получил название Обуховской волости. В 19 веке Обуховка представляла из себя поселение при транспортной дороге от города Бирюч до Старого Оскола. В селе было 170 дворов, 1201 житель, деревянная церковь, начальное народное училище, приходская школа, волостное правление, хлебозапасный магазин, маслобойный завод, 9 кожевенных заводов, 17 кузниц, 3 чёрных, 2 мелочных и 1 винная лавка. В 1842 году в селе был основан новый  храм во имя святых апостолов Петра и Павла. Существовавшая до этого деревянная церковь по рассказам старожилов ушла в зыбучий песок.

musei01.jpg

ХРАМ ВО ИМЯ СВЯТЫХ АПОСТОЛОВ ПЕТРА И ПАВЛА

Здание храма одноэтажное с шатровым верхом. Для постройки храма использовался лес и кирпич солдатского кирпичного завода. О мастере, создателе этого сооружения, документальных сведений не сохранилось. Со слов местных жителей строил храм курский мещанин Иван Фёдорович, фамилию которого никто не запомнил.

musei02.jpg

Размеры новой церкви были довольно внушительны для деревянного сооружения. Продолговатое в плане – 36 аршин (24,86 м) и 18 аршин (12,76 м) в ширину.

Более всего церковь устремлялась ввысь на 45 аршин (34 м). Дуговая крыша церкви была выкрашена в зелёный цвет. Фонарь (часть покрытия сооружения цилиндрической формы) на сводах церкви был глухой (без каких-либо отверстий и проёмов). Вверху имелись лепные украшения и один поясок.

Одновременно с церковью была сооружена круглая по форме колокольня, тоже построенная из дерева. На ней было установлено пять колоколов (на одном из них, среднем, имелась надпись с именем крестьянина Якова Минаева, жителя Обуховки).  Церковь и колокольня имели железные с позолотой главы, увенчанные крестами с завитками, на вершине их были короны. Окна церкви – продолговатые и довольно широкие, без наличников, ставен и арок над ними. Двери окрашены в синий цвет. Всего шесть дверей. Паперть располагалась с одной стороны. Внутри церковь была крестообразной. Своды разделялись арками на равные части. Столбы внутри помещения отсутствовали. Храм имел хоры (балкон внутри церковного здания, где обычно располагаются певчие, музыканты и орган), расположенные на высоте 6 аршин (4,26 м) от пола. Пол и престол  деревянные. Посередине храма находился жертвенник. Алтарь отделялся от храма деревянной стеной с тремя дверьми. Внутри алтарь был без разделений. В его правой стороне хранилась ризница, горнего места не было. Иконостас был орнаментированный, в один ярус и имел резьбу по дереву на алом фоне. Царские врата были украшены разноцветной фольгой. Иконописные изображения украшали стены внутри храма. В церкви хранилось несколько реликвий: литые из меди образа, серебряные с позолотой кресты и вызолоченные сосуды. При церкви была трапезная в виде палаты и притворы, отделённые от храма глухой стеной.

Священником церкви в 19 веке был Дмитрий Ковалевский, выпускник Курской духовной семинарии. В 1887 году, к моменту составления им метрики Обуховской церкви, ему было 38 лет, и он священствовал уже 8 лет. В 19 веке при церкви служило 3 священника и состоял церковный совет из 20 человек. В 1946 году храм во имя святых апостолов Петра и Павла сгорел по вине священника, который забыл на ночь задуть свечу.

«Обуховка в 19 веке и начале 20 века»

В 19 веке и начале 20 века, вплоть до революции, Обуховкой владело целое поколение графов Орловых-Давыдовых. Старинный род Орловых-Давыдовых отличался тем, что много средств жертвовал на благотворительные цели.  Так, например, Алексей Иванович Орлов-Давыдов был попечителем Московской школы для слепых детей среднего сословия.

Благодаря его участию, слепой сын Обуховского лавочника Якова Ерошенко Василий получил хорошее образование в этой школе, что в дальнейшем определило всю его судьбу.

musei03.jpg

Василий Яковлевич Ерошенко родился 12 января 1890 года. В четыре года он ослеп из-за кори. В 1898 году, благодаря помощи графа Орлова-Давыдова, родители определили мальчика в Московскую школу для слепых. Здесь Василий научился хорошо играть на музыкальных инструментах: гитаре, скрипке.  После окончания школы работает в оркестре слепых, изучает эсперанто.

В 1912 году едет в Лондон по приглашению английских эсперантистов, изучает английский язык.  В 1914 году уезжает в Японию, где хорошо овладевает японским языком, получает профессию массажиста, преподаёт в университете г. Токио. С 1916 по 1919 год живёт в Таиланде, Бирме, Индии, изучает языки этих стран, собирает образцы национального фольклора, работает в школах для слепых. В июле 1919 года возвращается в Японию, принимает активное участие в политической жизни страны. 28 пая 1921 года его высылают из Японии как «большевистского агента». После неудачных попыток вернуться в Советскую Россию он попадает в Китай, где знакомится с писателем Лу Синем. В Пекине В.Я. Ерошенко преподаёт эсперанто в университете и пишет замечательные сказки: «Сердце орла», «Тесная клетка», пьесу «Розовые облака» и др.

Вдали от Родины  В. Ерошенко пишет сказки, рассказы, пьесы, очерки, статьи. Большинство его сочинений написано на японском языке и на эсперанто: «Дождь идёт» (1916г.), «Рассказ о фонарике» (1916г.), «Последний вздох» (1922г.), «Песни перед зарёй» (1921г.), «Грёзы весенней ночью» (1921г.), «За человечество» (1924г.).

Только в 1923 году Ерошенко удалось вернуться на Родину. С 1924 года Василий Яковлевич работает в Коммунистическом университете трудящихся Востока в качестве преподавателя и переводчика японской секции, переводит на английский язык произведения классиков марксизма-ленинизма.

В последние годы В.Я. Ерошенко работает в области просвещения слепых в Горьковской области (1930-1932г.г.); корректором Московской типографии рельефного шрифта (1932-1934г.г.).  В 1935 году, неугомонный по своей натуре, он отправляется в район севера для оказания помощи терпящим бедствие челюскинцам. Проделывает огромный и тяжёлый путь на собаках, но его опережают лётчики. Из этого путешествия Ерошенко привёз чукотские сказки.

С 1934г. по 1945г. Ерошенко работает в Туркмении, в г. Кушка. Здесь он организует первый детский дом слепых, в котором работает преподавателем, а затем директором. Для слепых он разработал туркменский словарь по Брайлю.

Вернувшись в 1946 году в Москву, Василий Яковлевич работает в Загорской музыкальной школе для инвалидов Великой Отечественной войны, преподавателем брайлевской грамоты, а с осени 1946г. – учителем английского языка в Московской школе для слепых детей.

В Обуховку Ерошенко вернулся в феврале 1952 года тяжело больным.  23 декабря 1952 года Василия Яковлевича не стало.  

«Занятия жителей Обуховки»

В Обуховке в 19 веке и до 30-х годов 20 века было широко развито ремесленное дело: кожевенное, кузнечное, сапожное и т. д. Кожевенное дело представляли мастера: Козлов Дмитрий Захарович, Ляхов Дмитрий Михайлович. У них были добротные двухэтажные дома, которые до сих пор сохранились. На первом этаже располагалась мастерская, а на реке Котёл стояли станки.

musei04.jpg

Здесь ежедневно можно было увидеть часами стоявших по пояс в воде людей, выделывавших кожу. Труд этот был очень нелёгок. В лесу работала фабрика по заготовке деревянного оборудования для отбеливания и смягчения кожи,  так как они считались богатыми людьми в слободе. Для этих целей использовали в основном дуб.

musei05.jpg

Семьи  кожевенников были раскулачены в период образования колхозов в 1935 году, В Обуховке в начале века проживали многочисленные династии кузнечного дела. Были они немного беднее кожевенников, но на ногах стояли твёрдо. В слободе насчитывалось 50 кузнецов-ковалей. У Трофима Яковлевича Киселёва было семеро сыновей, и все они пошли по кузнечному делу. Кузнецы изготавливали ножи, топоры, таганки, рогачи четырёх размеров, петли для ворот, дверей, калиток, сошники, зубья для  бороны, подковы для лошадей.  Хорошим кузнецом считался тот, кто умел лошадь подковать. Особенно славились обуховские топоры. За ними приезжали за две тысячи километров.

Из мастеровых были в Обуховке люди, которые держали маслобойни на реке. Это Яновский Максим, Шапоров Андрей. Многие обуховцы занимались сбором утильсырья (40 человек). Их называли лохмотниками. В их задачу входил сбор тряпья, кож, костей. Заготовители уходили на промысел в дальние сёла и возвращались лишь через месяц – полтора, сдав добытое на склад в Старом Осколе.

Были в Обуховке и Бабанинке сапожники. Один из них Яновский Иван Максимович, житель Бабанинки. Старожилы вспоминают о его «золотых руках», всё умели они: от грубых мужских сапог до модельных женских

туфелек, мог печи класть. Иван Максимович рассказывал: « Дратву делали из конопли, для крепости смолой обрабатывали, иглы делали из свиной щетины, а гвозди – из дерева». Несмотря на примитивные орудия труда, обувь была крепкой.

Хранит людская память и имя мастерового Петра Ивановича Солдатова. Он изготавливал позолоченные иконостасы, мебель, оконные рамы. Был этот человек крепостным, в Обуховку его выменяли на собаку.

Свои изделия ремесленники продавали на ярмарках, которые проходили здесь же, в Обуховке. Центральная улица села называлась Базар, или Базарная (сейчас это улица Ерошенко). На этой улице располагались торговые ряды. Три больших ярмарки в год проходили в селе. Одна – летом, в Петров день, две – осенью: в сентябре — на Воздвижение, в ноябре – на Введение во храм. В эти дни съезжались крестьяне в Обуховку со всей округи. Празднично, весело, с каруселями, плясками, бубликами, проходила ярмарка. Существовал у торговых людей даже свой язык – сабельский.

Служил он для тайных переговоров между купцами.

Некоторые слова жители используют до сих пор, например: хлеб – оприт, лошадь – волот, корова – явлена, собака – скиль, курица – варнавка, кошка – мотня, топор – тайшура, мешок – петрус, убить – укулать, воровать – сперать, убегать – ухлывать, плохой – хановый, поросёнок – скергун, водка – орджа. На ярмарках пели весёлые безобидные частушки, в которых отражался истинный характер жителей того или иного села, уезда:

Широкое голенище – городищенцы;

Подгорелые блины – то малаховцы;

Ореховые полицы – то кобылинцы;

Без шлеи хомуты – то балмасовцы;

И сбоку ваших нет – то шмаринцы;

Убью, расшибу – то коростовцы;

По — плотницки мастера – голофеевцы;

Длиннохвостые девицы – незнамовцы;

Со братьями по ночам – бабанинцы;

Купить, облупить – обуховцы;

Новиковнички – рыболовнички;

Готовьяне спали – в список не попали.

«Обуховка в двадцатые-тридцатые годы»

Советская власть в Староосколье, в том числе и в Обуховке, установилась непросто. В период гражданской войны военных действий на территории села не было. Но в 1919 году через село проходили войска Деникина. Шли они из Казачка в сторону города. Вооружены шашками, пушками, пулемётами. Как тягловую силу использовали лошадей и верблюдов. Участниками гражданской войны были Рыжих Фёдор Иванович и Невинных Михаил Стефанович.

В 1927 году в Обуховке ещё не было сельского Совета. Раскулачиванием  в селе занимался Сумароков Пётр Гордеевич, представитель волости. Он и его помощники не жалели ни старого, ни малого. К домам кулаков подгоняли 2-3 подводы, грузили вещи, детей. Семьи увозили в неизвестном направлении. Забирали зерно, мебель, кожу. Кое-что продавали потом с молотка. Торги проходили на Базарной площади. Так называемая борьба с кулачеством в селе велась несколько лет. Кто добровольно не записывался в колхоз, лишался всего и облагался непомерными налогами. Люди вынуждены были бросать своё дело и идти в колхоз (Обуховка входила в колхоз – гигант, который объединил девять крестьянских хозяйств в 1924 году).

Сельский Совет в селе появился лишь в 1928 году. Первым председателем  стал Науменко Дмитрий Иванович.

В 1933 году во время заседания исполкома сельского Совета неожиданно прозвучал выстрел. Был тяжело ранен председатель. Из окна в него выстрелил житель села, бывший сборщик утильсырья Кириченко И.И. Но сразу выяснить, кто совершил преступление, не удалось. Всех кулаков в тот же вечер арестовали, поместили в подвал и долго допрашивали. По иронии судьбы охранял арестованных тот самый Кириченко И.И.. Только спустя два года его осудили на 15 лет. А выдали Кириченко его сообщники,  которых он купил за буханку хлеба. Ведь в 1933 году свирепствовал голод.

В тот год была сильная засуха. Летом стояла такая жара, что можно было в песке сварить яйцо. В Обуховке вымирали семьями. Люди, чтобы выжить ели клевер, сушёные жёлуди, которые размалывали в муку, пекли пышки из проса и конского щавеля. Дети пухли от голода. Выжили те, у кого были коровы или оставался прошлогодний хлеб.

С искоренением ремесла прекратили своё существование знаменитые Обуховские ярмарки.

   В 1935 году на территории Обуховского сельского Совета были созданы 3 колхоза: «Пролетарий» в селе Бабанинка, «7-й съезд Советов» в селе Готовьё, «Мировой Октябрь» в Обуховке.  В Бабанинке и Готовье выращивали овощи, а Обуховка специализировалась на животноводстве.

   С 1930 года в селе стала действовать комсомольская организация. Первыми комсомольцами стали Козлов И.Д., Солдатов Ф.П., Солдатова М.П., Мирошникова Е.Г., Киселёв Е.Г.  Комсомольцы организовали в селе первые детские ясли, вели работу по ликвидации безграмотности, разъясняли крестьянам значение коллективизации.

Комсомольские ячейки содействовали укреплению только что созданных сельхозартелей. Молодые люди организовывали художественную самодеятельность.

   В 1932 году в Обуховке был создан хор. Руководил им председатель сельсовета Науменко Д.И.. Участники хора не только пели, но и играли в спектаклях. Они часто выезжали с концертами в поле, выступали на всех праздниках в клубе.

Перед началом Великой Отечественной войны Обуховка являла собой большое село в Курской области в окружении множества мелких колхозов.

В селе было 503 двора, численность населения – 1620 человек. О начале войны обуховцы узнали  из сообщения по радио, которое было только в сельсовете. На фронт из села ушли 303 мужчины и 5 женщин.

musei06.jpg

Это Сагулина Анна Пантелеймоновна, Шапорова Анна Ефимовна, Чалова Нина Григорьевна, Овчинникова Александра Андреевна, Рыжих Татьяна Кирилловна.  Навечно остались на полях войны 179 человек. Шестеро пропали без вести. В звании адмирала погиб в конце войны на Черноморском флоте уроженец села Романченко Николай Алексеевич. Орденом Боевого Красного Знамени награждён Киселёв Иван Иванович. Орденом Ленина – Гончаров Николай Гаврилович.

После ухода мужчин на фронт резко сократилась в Обуховке численность работающих. Отцов, мужей, братьев заменили женщины и совсем юные девушки.  Поддерживая призыв шаталовских комсомолок: «Девушки, на трактор!», освоили технику и обуховские женщины.  Осенью 1941 года, зимой 1942 года всё женское население сёл Обховка, Бабанинка, Готовьё в возрасте от 14 лет было направлено на рытьё окопов у города Новый Оскол.

На работу возили женщин в товарных вагонах со станции Голофеевка. Это был изнурительный труд. Противотанковые рвы шириной полтора метра и глубиной два метра давались нечеловеческими усилиями, так как земля была промёрзшей. Чалова Елизавета Ивановна вспоминает: «Мы, 14-15-летние девчонки, тощие, почти всегда голодные, копали окопы, выбрасывая наверх по 13 кубов земли. Командовали работами военные. Дисциплина была очень строгой.

За небольшое опоздание нас однажды закрыли в нетопленном здании зимой. Мы просидели почти 5 часов. Всё это время пели песни. Некоторые из нас болели тифом, но даже слабым и не до конца вылечившимся не было дано отсрочки от земляных работ. А дома, чтобы вырастить какой-то урожай на личном огороде, приходилось работать при свете луны».

Об отступлении наших войск вспоминает Самсонова Валентина Яковлевна: «Летом 1942 года через Бабанинку отступала Красная Армия. Солдаты шли голодные, оборванные. На них страшно было смотреть. Люди помогали кто чем мог. Давали одежду и продукты. Когда прятались в подвалах от бомбёжек, оставляли в хатах сухую одежду, кринку молока. Возвращаясь, находили старые изорванные солдатские вещи».

3 июля 1942 года в Обуховке появились немцы. Штаб немецкой части расположился в здании школы. Оккупация длилась до 4 февраля 1943 года. Во время оккупации три девушки были угнаны в Германию, 6 человек расстреляны на территории села.

После оккупации обуховцы внесли достойный вклад в дело восстановления народного хозяйства.

«Строительство ОЭМК»

В 1974 году Совет Министров РСФСР принял решение о строительстве Оскольского электро-металлургического комбината. Была утверждена площадка для строительства комбината. Это 700 га земли колхоза «Мировой Октябрь» в 2-х километрах от Обуховки. Бульдозеры выровняли огромную площадку, а строители разметили на ней места расположения будущих цехов.

musei07.jpg

Село Бабанинка вошло в санитарную зону ОЭМК. С началом строительства в 70-х годах стали происходить перемены в жизни жителей Обуховки. В 1979 году началось строительство жилых домов для работников колхоза «Мировой Октябрь».

В 1980 году вступила в строй линия скоростного трамвая протяжённостью 22 км. Город для обуховцев стал ближе. В 1981 году на базе колхоза «Мировой Октябрь» было образовано подсобное хозяйство металлургического комбината – совхоз «Металлург».

В составе подсобного хозяйства – ферма крупного рогатого скота, свиноводческого ферма, полеводство по производству кормов и овощей на площади 3000 га.

 В 1986 году в юго-западной части села началось строительство посёлка на 30 одноэтажных благоустроенных домов улучшенной планировки. Появились улицы: 45 лет Победы, Школьная.

28 октября 1986 года на заседании исполкома горсовета народных депутатов города Старый Оскол было принято решение об открытии в селе Обуховка Дома-музея В.Я. Ерошенко. 12 января 1990 года Дом-музей принял первых посетителей.

10 февраля 1991 года было построено новое здание школы, а в июле переехал в новое двухэтажное здание детский сад.

В 90-е годы появились новые улицы: Лесная, Полевая, Садовая. В Обуховке стали селиться переселенцы из стран СНГ. Сегодня в селе около 1300 жителей, а в скором времени будет ещё больше: 40 га земли будет застраиваться  новыми домами. Современная Обуховка – это уже не просто село, а настоящий посёлок городского типа, благодаря близости ОЭМК.

РАЗДЕЛ №2

«Быт крестьянской избы»

        Музей располагает многими подлинными экспонатами конца 19 начала 20 века, отражающими быт крестьян Обуховки. Экспонаты подарены музею жителями села Науменко Т.П., Певневой Л.А., Томилиной Г.Я., Максимовой М.В.

     Самое распространённое жилище обуховцев – изба. Для постройки избы использовали обычно дубовый сруб, который оштукатуривали глиной и покрывали мелом. Такие избы назывались белыми. Кровля четырёхскатная, соломенная. Изба начиналась с сеней. Из сеней попадали в кухонное помещение. Большая русская печь делила пространство избы на 2 части. Из кухни дверь вела в горницу,  светлую комнату с тремя, четырьмя небольшими окнами.  Ученики школы изготовили макет избы, который помещён в экспозиции.

        В первом помещении музея находится макет русской печи, который выполнил Кудряшов В.И., учитель труда. Для кладки печи крестьяне использовали кирпич-сырец, изготовленный из смеси глины и песка. Такой кирпич не обжигался в печи и имел серый цвет. Один из таких кирпичей представлен в экспозиции. Рядом с печью расположена кухонная утварь: рогачи, кочерга, чугунки, утюги, сковороды.

musei08.jpg

      Рогач – то же, что и ухват, устройство для передвижения горшков и чугунов в печи. С помощью рогача можно было вынуть или установить горшки и чугуны в печь. Представляет собой металлическую дужку, укреплённую на длинной деревянной рукояти (держаке). Умение подхватывать горшки требовало определённых навыков, которые приобретались длительной практикой. Кроме бытового назначения, рогач использовался и в обрядовых действиях. В Белгородском уезде Курской губернии во время сватовства сваха, прежде чем спросить о невесте, связывала вместе ухваты и дотрагивалась до печи. Про ухват говорили: «Хвать за ухват, ан в люди бежать», «С ухватом баба – хоть на медведя». Загадывали загадки: «Рогат, да не бык, хватает, да не сыт, людям отдаёт, а сам на отдых идёт», «Кривой бельмес под горшок полез».  Рогачи делали местные кузнецы.

     Кочерга – толстый железный прут с загнутым концом для перемешивания топлива в печи.

РАЗДЕЛ №3

         «История школы»

Сведения об истории школы представлены воспоминаниями бывших учителей Яновской М.С., Певневой Л.А., Науменко Т.П.Появление первой школы в Обуховке связывают с именем Дмитрия Ковалевского, служителя Обуховской церкви во имя святых Петра и Павла. Молодой выпускник Курской духовной семинарии не мог смириться с тем, многочисленные дети обуховских крестьян остаются неграмотными из-за отсутствия школы. Немало усилий приложил отец Дмитрий к тому, чтобы построить возле церкви небольшое здание, в котором и начала свою деятельность в 1880 году церковно-приходская школа.

В 1903 году напротив церкви в новом одноэтажном здании открылась земская школа. Учеников стало значительно больше, так как крестьяне стали понимать значение образования.  После революции стали обучаться в школе и девочки.

Было в ней всего четыре класса. Обучались только мальчики. В роли учителя поначалу выступал сам Дмитрий Ковалевский.

В 1946 году церковь сгорела, а кирпичное здание школы сохранилось до наших дней.

С января 1973 года работает в школе Романченко Нина Ивановна. С 1979 года она возглавляет Обуховскую школу. Количество учеников в школе колеблется от 80 до 90.

В советские годы в школе действовала пионерская дружина имени Аркадия Гайдара. В экспозиции представлены знамя дружины, отрядные флажки, горн, барабан, комсомольское знамя.

РАЗДЕЛ №4

«Литературная Белгородчина»

     Последняя экспозиция представлена сборниками стихотворений старооскольских поэтов, которые были гостями школы и подарили музею свои произведения.  В апреле 2000 года на встречу со школьниками был приглашён известный поэт Пётр Рощупкин. Он оставил школе книгу стихов «Похеренный век» с автографом: «Обуховской муниципальной средней школе для её учащихся от  автора этой книги на добрую память».

      Гостями Обуховской школы были и наши незрячие поэты: Галина Щербинина, Сергей Дровников, Елена Скрынникова.

     Галина Щербинина подарила школе два сборника стихов: «Я в жизнь вошла» и «Я снова здесь» с дарственными надписями.

     Сергей Дровников подарил сборник стихов «Я прошу, поднимите занавес».

DSC_0938.jpg
DSC_0943.jpg
DSC_0939.jpg
DSC_0944.jpg
DSC_0945.jpg
DSC_0946.jpg
DSC_0947.jpg
DSC_0948.jpg
DSC_0954.jpg